Современные дети проводят в Интернете практически всё свободное время: общаются, знакомятся, узнают что-то новое. И именно здесь они могут стать жертвами насилия и обмана.

По данным МВД Республике продолжается неуклонный рост угроз, связанных с преступлениями сексуального характера в отношении несовершеннолетних. На сегодняшний день в свете развития интернета подавляющее большинство таких преступлений перетекло туда. Педофилам гораздо проще под маской несовершеннолетнего (лица, у которого есть общие интересы с ребенком) наладить психологический контакт, совершить те или иные груминговые преступления, будь то секстинг, сексчатинг, сексторшн. Педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего» фото, изображение какого-нибудь ребёнка и начинает «завязывать дружбу». У детей чаще всего даже не возникает сомнения, что с ними общается сверстник, а не «пузатый дядя». И влияя на психику ребенка, воздействовует для последующей встречи, чтобы совершить уже непосредственно физический контакт. Войдя в доверие, он начинает «вбивать» в голову ребёнка нужные ему мысли: например, меньше слушаться осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет, педофил назначает реальную встречу. На встрече и происходит растление. Или, если ребёнок испугался того, что вместо одногодка там оказался взрослый дядя – изнасилование.

Подобрать жертву педофил может не только в детском чате или на форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные сайты школ, детских кружков. Ведь там зачастую размещают фотографии учащихся, расписание занятий по группам или классам. Таким образом, педофил может точно установить местонахождение ребёнка и даже оценить по фотографии объект «охоты». А потом – встретить у школы, обмануть с помощью какой-нибудь «легенды» и увести в укромное место.

Признаком развращения педофилом может быть резкое изменение поведения ребёнка: он становится замкнутым, плаксивым, боязливым, начинает плохо спать по ночам. Также у детей и подростков могут появляться деньги, которые дома им не давали, частые подарки: новые игрушки, одежда или даже мобильный телефон.

Если ваш ребёнок стал жертвой педофила, ни в коем случае не обвиняйте его в этом: он может замкнуться и ничего больше не расскажет.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ, ЗАПРЕТ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ НЕ ДАЕТ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЭТОМУ:

  1. Контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам определить, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал.
  2. Научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым.
  3. Научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности» — сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть.
  4. Установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу.
  5. Учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, выстраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок мог задавать вопросы и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?».
  6. Если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение. При этом условьтесь, что в данное время вы сами не пользуетесь гаджетами.
  7. Старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься спортом, посещать выставки, концерты, гулять в парке.
  8. Поддерживайте связь с воспитателем. Договоритесь, чтобы вашему ребенку предоставили возможность быть где-то значимым, делать что-то нужное и полезное вместе со сверстниками.
  9. Участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение.
  10. Если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (позвоните на «горячую линию»; обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок либо в центр дружественный детям при детской поликлинике).

Далеко не все дети воспринимают нравоучения родителей об интернете. Особенно когда родители сами не являются продвинутыми пользователями социальных сетей.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ:

  1. НУЖНО САМИМ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО СЕЙЧАС ПОПУЛЯРНО. Не быть динозавром для своих детей. Нужно включиться в интернет-мир современных детей, изучить, что нравится вашему ребенку, и что он в этом находит. Ведь даже в том же «Тик-токе» ребенок учится монтировать видео, накладывать музыку, фильтры, и главное, не стесняется показывать себя и свое творчество. Посмотрите на аккаунт ребенка. Может там есть что-то классное, а может что-то неприемлемое.
  2. НУЖНО ВЫСТРАИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ. Доверие это залог того, что родители знают, что творится в душе и жизни ребенка. Помните, доверие подразумевает общение, принятие и отсутствие осуждения. Очень сложно налаживать контакт с ребенком в подростковом возрасте, если в детстве было много ошибок и упущений.
  3. НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ (начиная с 6-8 лет) О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. Рассказывать интересно с личными примерами. Например, можно так:

Начинаем с ребенком беседу о чем угодно, о музыке, мультиках, моде. И плавно перетекаем в интернет, социальные сети, приложения. Спрашиваем:  «А как ты считаешь, интернет это безопасно или там может быть что-то опасное?    А нужно ли соблюдать правила поведения в интернете? А почему ты так считаешь?» Согласиться со сказанным ребенком, а затем дополнить его ответы и сказать: «Да, ты верно все сказал. В интернете есть две опасности: Первая, которая может задеть тебя, твою личность, твои чувства и т.д. Это мошенники, хейтеры, это взрослые люди, которые могут выдавать себя за других, чтобы встретиться с ребенком, злые и пугающие сайты. Вторая, которая может навредить твоей технике и личным данным. Это вирусы, хакеры и т.д.» Далее обязательно транслируем ребенку то, что мы верим, что он и так все эти правила знает и придерживается их.  «В тебе я не сомневаюсь, ты то точно знаешь, как себя вести в интернете, но давай мы еще раз проговорим все эти правила, вдруг я что-то упускаю. Давай мы с тобой сначала обсудим, как можно обезопасить свою технику и данные (и фиксируем, что можно, а что нельзя делать)». Объяснить ребенку что нельзя: ставить легкие пароли; давать свои пароли знакомым; переходить по незнакомым ссылкам (даже от друзей); регистрироваться в неофициальных приложениях; отправлять деньги; отправлять личные данные и пр. Нужно: ставить сложные пароли и поделиться ими с родителями; установить антивирус; скачивать только лицензионные приложения. Далее переходим к самому важному – это непосредственно безопасность ребенка.

  1. НУЖНО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СЛОВАХ МАРКЕРАХ. Дети, в отличие от взрослых, не могут отчетливо фильтровать аккаунты и намерения людей. Поэтому важно рассказать о словах-маркерах, которые могут свидетельствовать о том, что по ту сторону экрана сидит плохой человек.

Какие это могут быть слова-маркеры:

  • Привет, ты такая красивая, скинь фото!
  • А где именно ты живешь? А какой номер дома?
  • А ты уже взрослый? Часто ли ты остаешься дома один?
  • А кем работают твои родители? Они каждый день ходят на работу?
  • Скинь свою геолокацию!
  • Сколько тебе лет? Ты уже встречаешься с мальчиками/девочками?

и т.д.

Важно объяснить ребенку, что эти слова могут быть написаны немного по-другому, главное смысл. Далее мы говорим ребенку о том, что когда он увидит подобного рода сообщение, важно рассказать об этом маме/папе, чтобы помочь разобраться настоящий это мальчик/девочка или злоумышленник. Если профиль вызывает подозрение, то сообщаем ребенку о том, что нужно заблокировать этот профиль, т.к. это плохой человек. И обязательно благодарим ребенка за то, что он нам об этом рассказал. Но помните, что без доверительного общения эта схема не работает!

  1. НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ АККАУНТ И КОНТЕНТ РЕБЕНКА. Не заходить и читать сообщения с его личной страницы, а обращать внимание на комментарии друзей и подписчиков ребенка. Если увидели что-то подозрительное, нужно мягко помочь ребенку осознать, что это может быть не тот человек, за которого он себя выдает. Рассказываем (придумываем) случаи из жизни и не осуждаем ребенка за это общение.