Советы психолога

Советы для родителей будущего первоклассника!

1.Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2.Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте а известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», « у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5.Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6.Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7.Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9.Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10.Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты-мне, я – тебе».


Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного
отношения к Вам в настоящем и будущем!

Дорогие родители! Берегите себя и своих детей! Не лишайте их детства и будущего! Если в семью пришла беда, не закрывайте на нее глаза.

Здоровье подрастающего поколения – это «золотой фонд» каждого общества, и уберечь детей от влияния на них вредных факторов – задача государственной важности. Наши дети должны вырасти гармонически развитыми: здоровыми, физическими крепкими, должны обладать ясным умом, высокими моральными и волевыми качествами. Препятствием на этом пути для определенной части подрастающего поколения становится пьянство и алкоголизм родителей.

Жизнь ребенка начинается гораздо раньше его появления на свет. Мужские и женские половые клетки очень чувствительны к алкоголю, причем женская половая клетка более чувствительна и поражается в большей степени, чем мужская. Даже однократное употребление алкоголя может оказать отрицательное воздействие на половую клетку и привести к рождению ребенка с различными дефектами.

Особенно опасно употребление алкоголя в первые 9 недель беременности, т.к. в это время происходит интенсивная закладка органов и тканей. Но именно в эти сроки женщина не знает о своей бере-менности или до конца еще не осознала её. Наиболее восприимчив к действию алкоголя мозг плода, особенно структуры, определяющие будущую интеллектуальность и эмоциональную деятельность, способность к обучению.

У всех детей, чьи матери пили во время беременности, обнаруживаются те или иные отклонения от нормы. Наиболее частые из них: умственная отсталость, рахит, различные деформации черепа, врожденная сердечная недостаточность, аномалии суставов с ограничением движений, отклонения в развитии наружных половых органов. Масса тела таких новорожденных меньше нормального на 30%, а рост на 20%.

Дети могут родиться с разными уродствами: недоразвитие позвоночника, мозговая грыжа, водянка мозга, волчья пасть, заячья губа. Такие дети часто погибают на первом месяце  жизни.

Выжившие отстают в развитии, более подвержены простудным заболеваниям. Они беспокойны, раздражительны, непослушны, капризны, плаксивы. Пьющие женщины, как правило, не способны вскармливать ребенка грудью, что также неблагоприятно сказывается на детском организме.

Каждая женщина должна знать, что нет зависимости между стадией алкоголизма у матери и степенью выраженности и частотой расстройств у детей: спившиеся женщины с многолетним стажем пьянства и только начинающие пьяницы – все одинаково часто рожают проблемных детей.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источ-ник эмоционального тепла и поддерж-ки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личностных качеств; старший друг и советчик, которому можно доверить все. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой их них с возрастом меняются.

Алкоголизация хотя бы одного из родителей приводит к нарушению всех функций семьи. Каких-то универсальных правил поведения, в семьях злоупотребляющих алкоголем, не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания.

С раннего возраста лишенные родительской заботы и правильного ухода дети вырастают слабыми и плаксивыми. Запуганные постоянными скандалами, дебошами, криками родителей, они приходят в школу робкими, неуверенными, забитыми. Страх, стыд, ненависть – вот те чувства, которые испытывают дети в условиях «пьяного быта». Дети обычно стыдятся таких родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное «потаенное горе», бесследно не проходящее для здоровья.

Злоупотребление родителей спиртными напитками ведет к развитию неврозов у детей, которые проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов, нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса, заикания, энуреза. Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся, стремятся скрыть от сверстников, в особенности когда их недомогание обнаруживается в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали. Все это глубоко травмирует психику ребенка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебе и отношениях с другими 

 Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Школа все больше становится утомительным занятием для такого ребенка, он предпочитает всячески отлынивать от занятий. Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями.

Неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама зависимость родителя от алкоголя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями как с пьющим отцом, так и с созависимой матерью, делает детско-родительские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоционального состояния детей.

В семьях злоупотребляющих алкоголем, дети чаще становятся жертвами жестокости и сексуальных преступлений. Причем последнее совершается как родителями, так и близкими семье людьми.

В цивилизованном обществе считается нормой, чтобы родители следили за переменами в своих детях, угадывали в этом признаки развития, поддерживали и поощряли детей. Сделать мир понятным ребенку, оказывать ему помощь и заботу – в этом заключается роль родителей.

Информация предоставлена

заведующим  наркологическим отделением

УЗ «ВОКЦ психиатрии и наркологии»

Щелкунова И.Н.

Телефоны для справок:

 - регистратура:8 (0212) 61-45-80

- анонимная регистратура: 8 (0212) 61 45 76

- зав. наркологическим отделением: 8 (0212) 60 29 15

- круглосуточный телефон доверия:  8(0212) 61-60-60

Ролик "СТОП АЛКОГОЛЬ"

Все мы в детстве часто слышали фразу «Мой дом – моя крепость», но, став взрослыми, далеко не всегда можем сказать то же самое о своем доме. Как это ни печально, находиться рядом с самыми, казалось бы, близкими людьми порой бывает небезопасно.

Конечно, можно долго рассуждать о том, что бить тех, кто слабее тебя, очень нехорошо, но проблема семейного насилия, увы, становится все более и более актуальной. По данным статистики, в каждой четвертой семье отмечаются случаи домашнего насилия. К сожалению, в нашей стране не уделяют должного внимания этому вопросу, а то и просто закрывают глаза на него, и только в крупных городах существуют центры, которые помогают жертвам семейного насилия. В этой статье мы хотим рассказать, как определить домашнего тирана и что делать, если вы стали жертвой насилия в семье.

Кто склонен к домашнему насилию

Люди, которые склонны к насилию, в большинстве своем являются слабыми, с заниженной самооценкой. Опуская других до своего уровня, такой человек пытается доказать им и самому себе свое превосходство. Обычно «домомучители» на самом деле отличаются изрядной неуверенностью в себе, но самое главное – это чаще всего те, кто сам подвергался насилию в детстве. Став взрослыми, они так же, как некогда их старшие родственники, выплескивают весь негатив на членов уже своей собственной семьи, унижают их. Именно поэтому в наши дни семейное насилие так распространено.

Неуверенность в себе – это неумение просить и корректно высказывать свое мнение. Неуверенный человек зачастую даже не пытается объяснить что-то жене или детям, он сразу пускает в ход кулаки. К тому же у таких людей обычно еще и отсутствуют понятия объективности и заслуженности, в то время как стремление к лидерству очень велико, особенно в общении с теми, кто не может дать им достойный отпор. Ведь насилие в семье – это не только рукоприкладство, но и унижение, угнетение и сексуальное насилие. Часто такие агрессоры сами не осознают, что могут нанести серьезный вред здоровью другого человека, но в то же время они хорошо чувствуют, к кому можно проявлять агрессию, а к кому – нет. Как правило, такой «домашний беззаконник» пользуется уважением в обществе и никогда ни в чем не бывает заподозрен.

Как распознать в мужчине домашнего тирана

Если вы не хотите стать жертвой домашнего насилия, вам нужно научиться распознавать потенциальных домашних тиранов еще до брака. Вот те черты, которые показывают, что мужчина способен на домашнее насилие.

Неуважительное поведение по отношению к вам.

Помните: если мужчина относится к вам неуважительно, унижает, высмеивает при посторонних, то это знак того, что он вас просто ни во что не ставит. Это является благоприятной почвой для насилия. Если вы начинаете жаловаться и говорить, что вам такое отношение не нравится, следующим шагом мужчины, возможно, станет усиление контроля над вами и непосредственно само насилие.

Может быть, для кого-то это прозвучит удивительно, но есть другая сторона неуважения – когда партнер обращается с вами как с дорогой покупкой и считает вас полностью идеальной. Многие женщины хотели бы, чтоб мужчина им поклонялся, но не стоит забывать, что в таком случае он видит не вас, а свою фантазию. И если вы перестанете соответствовать его представлениям, то он, скорее всего, обозлится и начнет грубить, распускать руки. Честно говоря, если сравнить того мужчину, который оскорбляет и унижает свою спутницу жизни, и того, который идеализирует ее, то разница будет не такая уж и большая. Ведь в обеих этих ситуациях они не видят в женщине личности и не уважают ее.

Мужчина неустанно контролирует вас.

Постоянный контроль – самый верный признак, что мужчина может быть деспотом. Но чрезмерность контроля не всегда удается сразу осознать. Ведь, как правило, на первом этапе отношений такое поведение мужчины воспринимается как доказательство его чувств к вам. Сначала он просто советует, как вам стоит одеваться и краситься, какой стиль одежды выбирать, затем начинает плохо отзываться о ваших друзьях и родственниках. Потом его комментарии превращаются в требования, неисполнение которых может спровоцировать жестокость и грубость.

Мужчина постоянно ревнует.

Некоторым женщинам нравится, когда мужчины их ревнуют, но ревность ревности рознь. Если женщина на глазах своего партнера начинает заигрывать с другим, то в этом случае ревность вполне обоснована. Но если он ревнует безо всякого на то повода и доходит даже до ревности к подругам и друзьям, то стоит насторожиться. Ведь такая ревность говорит о том, что мужчина не уверен ни в вас, ни в себе.

Ревность является одним из признаков того, что мужчина может стать домашним тираном. Конечно, если мужчина ревнует, но не показывает этого, опасаться нечего, но если он частенько устраивает скандалы по любому поводу, а то и без него, стоит призадуматься. К сожалению, очень часто за любовь принимается не что иное, как чувство собственности.

Если кавалер постоянно докучает вам звонками с вопросом, где вы находитесь и чем занимаетесь, или хочет, чтобы все свободное время вы проводили с ним, – это совсем не значит, что ему не хватает общения с вами. Скорее всего, он просто хочет заявить свои права на вас. Кстати, то же самое касается и женщин, ведь прекрасные дамы тоже порой оказываются самыми настоящими семейными диктаторами. Ни женщина, ни мужчина не обязаны кардинально менять свою жизнь (если, конечно, они сами этого не хотят) только затем, чтобы потешить самолюбие партнера и пойти у него на поводу.

Мужчина никогда не признает свою вину.

Если вы замечаете, что в любых проблемах мужчина всегда винит кого-то другого, но не себя, то это верный признак того, что в скором времени во всех проблемах он будет винить только вас. И еще, мужчины такого типа очень часто дают ложные обещания, а когда не выполняют их, то всегда находят тысячи причин, чтобы оправдаться.

 Вот еще несколько признаков, по которым можно определить «домашнего насильника»:

он злоупотребляет алкоголем;

он употребляет наркотики;

он иногда силой принуждает вас к сексу;

он негативно относится к женщинам вообще.

Виды домашнего насилия

Существуют несколько основных разновидностей насилия в семье: психологическое, эмоциональное, экономическое и сексуальное насилие. Поговорим о них более подробно.

Психологическое насилие – это оскорбления, шантаж, угрозы, запугивание, контроль над жизнью жертвы, принуждение к каким-либо нежелательным действиям. Это самый распространенный тип семейного насилия. Следует отметить, что если другие виды насилия определить легко, то признаки психологического насилия заметны редко, но его последствия очень часто бывают крайне тяжелыми. Кроме того, оно обычно проявляется в совокупности с другими видами насилия.

Нередко черты психологического насилия прослеживаются в обращении родителей с детьми: это могут быть враждебное отношение, безразличие, унижение, в результате которых происходит снижение самооценки у ребенка или подростка. Со временем у маленького человека крепнет уверенность в том, что он плохой, никчемный, не заслуживающий любви и вообще ровным счетом ничего из себя не представляет. Впоследствии такой ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе и еще множеством комплексов, которые он будет вымещать уже на своих близких – жене (муже) и детях.

Эмоциональное насилие – это постоянная критика со стороны партнера (слишком толстая, глупая, плохо одеваешься, некрасивая и т.д.), унижение на людях. С целью манипуляции мужчина может обманывать, приукрашать действительность. Муж берет под свой контроль семейный бюджет, и чтобы купить какую-нибудь мелочь, жена всегда должна спрашивать разрешение мужа. Партнер или муж запрещает женщине общаться с родственниками и друзьями без его присутствия. Он постоянно внушает женщине, что без него она никто и ничто. После того, как женщина будет думать о себе, как о полном ничтожестве, мужчина может пустить в ход и физическое насилие.

Физическое насилие – к физическому насилию относится не только рукоприкладство, но и пощечины, шлепки и пинки. Если мужчина хоть раз ударил вас, не верьте в его раскаянье и обещания, что это больше не повториться. После первого же избиения нужно предпринимать радикальные меры, иначе побои будут повторяться все чаще и чаще, вплоть до летального исхода жертвы.

Экономическое насилие заключается в том, что один из партнеров не позволяет другому работать, распоряжаться семейным бюджетом, контролирует каждую покупку. В большинстве случаев такому насилию подвергаются женщины и подростки. Муж-тиран запрещает жене выходить на работу, берет все расходы на себя, а когда та оказывается в полной финансовой зависимости от него, в ход идут издевательства, рукоприкладство и шантаж.

Сексуальное насилие – принуждение заниматься сексом против воли женщины. Порой мужья-насильники заставляют жен заниматься сексом после избиения, просматривать порнографические фильмы и повторять действия персонажей.

Как бороться с насилием в семье

Очень часто женщины терпят домашнее насилие и никому на него не жалуются, потому что боятся осуждения со стороны окружающих. Обычно жертвы семейного насилия думают, что сами заслужили такое отношение к себе. Многие боятся нестабильности, которая им грозит, если они уйдут от мужа.

Также весьма важным фактором, по причине которого женщины продолжают жить с семейными деспотами, является наличие детей. Очень часты случаи, когда муж, обладающий деньгами и властью, угрожает, что при разводе дети останутся с ним и жена больше никогда их не увидит.

Если вы решились уйти от мужа-тирана, то следует заранее разработать план действий и подстраховаться на всякий случай:

Если муж или сожитель в очередной раз избил вас, сходите в больницу и зафиксируйте факт нанесения побоев. Это поможет потом при разводе.

Заранее соберите ключи от квартиры, документы, необходимые вещи и, если есть возможность, деньги. Спрячьте все это в надежном месте, например, у родителей или у друзей.

Не угрожайте уходом. Если вы будете угрожать, но при этом ничего не делать, муж просто не отнесется к вашим словам серьезно, да и сами вы вскоре потеряете веру в то, что вам удастся уйти. Если же муж и поверит в ваши намерения, то от этого может стать только хуже: кто знает, какие шаги он предпримет, чтобы «сыграть на опережение».

Заранее найдите людей, у которых вы сможете пожить первое время. Желательно, чтобы они не были знакомы вашему мужу.

Не уходите из квартиры без вещей и документов, иначе через некоторое время вы вынуждены будете вернуться к агрессору, и последствия этого могут оказаться отнюдь не радужными.

Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего тирана. Если насилие над детьми уже совершено, расскажите об этом как можно большему количеству людей. Потом они смогут стать свидетелями на суде.

И последнее, что хотелось бы сказать, никогда не утаивайте от родственников и друзей факты насилия в семье. Знайте: вам нечего стесняться и в том, что происходит, вы не виноваты. И помните, что если партнер применил физическое или сексуальное насилие, то в 95% случаев одним разом это не ограничивается. Не стоит верить его обещаниям и клятвам, что такое больше не повторится. Как бы вы ни любили своего партнера, сразу после первого избиения или сексуального насилия принимайте радикальные меры, пока не стало слишком поздно.

Родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д. Поэтому родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Родителям стоит осторожно и внимательно относится к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Дело в том, что в отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Но вот сказанное,  казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Пример негативных установок:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведешь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во все лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом нет ничего удивительного в том, что ребенок отдаляется, становится скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.

Приятные для ребенка слова:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы ни случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок; последствий, которые они могут иметь для личности ребенка; вариантов контрустановок.

 

Негативные установки

 

Позитивные установки

Сказав так:

Подумайте о последствиях:

Вовремя исправьтесь:

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

«Горе ты моё!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке).

«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).

Нарушение в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь толстая!»

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

«Давай немного оставим папе (маме) и т.д.»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги,

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность,

«Смелее, ты все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди!»

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.

«Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!

 

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить, Сам ребенок вовсе не какое-то беспомощное существо. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

— Пускать солнечные зайчики

— Наблюдать как прорастают семена

— Вместе скатиться с высокой ледяной горы

— Принести с мороза и поставить в воду ветку

— Вырезать челюсти из апельсиновых корок

— Смотреть на звёзды

— Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой

— Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким

— Дырявить льдинки под струей воды

— Приготовить жженый сахар в ложке

— Вырезать гирлянды бумажных человечков

— Показывать театр теней

— Пускать блинчики на воде

— Рисовать мультфильм на полях тетради

— Устроить жилище в коробке от холодильника

— Плести венки

— Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды

— Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками

— Писать под копирку

— Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение

— Слушать пение птиц

— Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды

— Построить шалаш

— Трясти ветку дерева, когда ребёнок стоит под ней и устраивать

листопад (снегопад, дождик)

— Наблюдать восход и закат — Любоваться лунной дорожкой

— Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи

— Сделать флюгер и ловушку для ветра

— Светить в темноте фонариком

— Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника

— Сходить на рыбалку

— Оставлять отпечатки тела на снегу

— Кормить птиц

— Делать секретики

— Строить дом из мебели

— Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике

— Запускать воздушного змея

— Крутить ребёнка за руки

— Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды

— Сидеть в темноте, при свечах

— Делать чертиков из намыленных волос

— Дуть в пустую бутылку

— Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое

— Издавать победный крик каманчей

— Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки

— Прыгнуть в центр лужи

— Делать записи молоком

— Устроить бурю в стакане воды

— Закопать сокровище в тарелке с кашей

— Объясняться знаками

—Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен

— Дуть на пушинку

— Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту

— Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки

— Выдавливать формочками печенье

— Нанизывать ягоды на травинку

— Играть в циклопов

— Петь хором

— Починить любимую игрушку

— Пускать мыльные пузыри

— Наряжать ёлку

— Свистеть через стручок акации.

— Смастерить кукольный домик

— Залезть на дерево

— Играть в привидений

— Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться

— Говорить о мечтах

— Стучать в самодельный барабан

— Выпустить в небо воздушный шар

— Организовать детский праздник

— Смотреть на мир через цветные стеклышки

— Рисовать на запотевшем стекле 

— Прыгать в кучи осенней листвы 

— Начать обед с десерта 

— Надеть на ребёнка свою одежду

Современные дети проводят в Интернете практически всё свободное время: общаются, знакомятся, узнают что-то новое. И именно здесь они могут стать жертвами насилия и обмана.

По данным МВД Республике продолжается неуклонный рост угроз, связанных с преступлениями сексуального характера в отношении несовершеннолетних. На сегодняшний день в свете развития интернета подавляющее большинство таких преступлений перетекло туда. Педофилам гораздо проще под маской несовершеннолетнего (лица, у которого есть общие интересы с ребенком) наладить психологический контакт, совершить те или иные груминговые преступления, будь то секстинг, сексчатинг, сексторшн. Педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего» фото, изображение какого-нибудь ребёнка и начинает «завязывать дружбу». У детей чаще всего даже не возникает сомнения, что с ними общается сверстник, а не «пузатый дядя». И влияя на психику ребенка, воздействовует для последующей встречи, чтобы совершить уже непосредственно физический контакт. Войдя в доверие, он начинает «вбивать» в голову ребёнка нужные ему мысли: например, меньше слушаться осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет, педофил назначает реальную встречу. На встрече и происходит растление. Или, если ребёнок испугался того, что вместо одногодка там оказался взрослый дядя – изнасилование.

Подобрать жертву педофил может не только в детском чате или на форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные сайты школ, детских кружков. Ведь там зачастую размещают фотографии учащихся, расписание занятий по группам или классам. Таким образом, педофил может точно установить местонахождение ребёнка и даже оценить по фотографии объект «охоты». А потом – встретить у школы, обмануть с помощью какой-нибудь «легенды» и увести в укромное место.

Признаком развращения педофилом может быть резкое изменение поведения ребёнка: он становится замкнутым, плаксивым, боязливым, начинает плохо спать по ночам. Также у детей и подростков могут появляться деньги, которые дома им не давали, частые подарки: новые игрушки, одежда или даже мобильный телефон.

Если ваш ребёнок стал жертвой педофила, ни в коем случае не обвиняйте его в этом: он может замкнуться и ничего больше не расскажет.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ, ЗАПРЕТ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРОМ НЕ ДАЕТ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЭТОМУ:

  1. Контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам определить, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал.
  2. Научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым.
  3. Научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности» — сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть.
  4. Установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу.
  5. Учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, выстраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок мог задавать вопросы и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?».
  6. Если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение. При этом условьтесь, что в данное время вы сами не пользуетесь гаджетами.
  7. Старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься спортом, посещать выставки, концерты, гулять в парке.
  8. Поддерживайте связь с воспитателем. Договоритесь, чтобы вашему ребенку предоставили возможность быть где-то значимым, делать что-то нужное и полезное вместе со сверстниками.
  9. Участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение.
  10. Если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (позвоните на «горячую линию»; обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок либо в центр дружественный детям при детской поликлинике).

Далеко не все дети воспринимают нравоучения родителей об интернете. Особенно когда родители сами не являются продвинутыми пользователями социальных сетей.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ:

  1. НУЖНО САМИМ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО СЕЙЧАС ПОПУЛЯРНО. Не быть динозавром для своих детей. Нужно включиться в интернет-мир современных детей, изучить, что нравится вашему ребенку, и что он в этом находит. Ведь даже в том же «Тик-токе» ребенок учится монтировать видео, накладывать музыку, фильтры, и главное, не стесняется показывать себя и свое творчество. Посмотрите на аккаунт ребенка. Может там есть что-то классное, а может что-то неприемлемое.
  2. НУЖНО ВЫСТРАИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ. Доверие это залог того, что родители знают, что творится в душе и жизни ребенка. Помните, доверие подразумевает общение, принятие и отсутствие осуждения. Очень сложно налаживать контакт с ребенком в подростковом возрасте, если в детстве было много ошибок и упущений.
  3. НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ (начиная с 6-8 лет) О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. Рассказывать интересно с личными примерами. Например, можно так:

Начинаем с ребенком беседу о чем угодно, о музыке, мультиках, моде. И плавно перетекаем в интернет, социальные сети, приложения. Спрашиваем:  «А как ты считаешь, интернет это безопасно или там может быть что-то опасное?    А нужно ли соблюдать правила поведения в интернете? А почему ты так считаешь?» Согласиться со сказанным ребенком, а затем дополнить его ответы и сказать: «Да, ты верно все сказал. В интернете есть две опасности: Первая, которая может задеть тебя, твою личность, твои чувства и т.д. Это мошенники, хейтеры, это взрослые люди, которые могут выдавать себя за других, чтобы встретиться с ребенком, злые и пугающие сайты. Вторая, которая может навредить твоей технике и личным данным. Это вирусы, хакеры и т.д.» Далее обязательно транслируем ребенку то, что мы верим, что он и так все эти правила знает и придерживается их.  «В тебе я не сомневаюсь, ты то точно знаешь, как себя вести в интернете, но давай мы еще раз проговорим все эти правила, вдруг я что-то упускаю. Давай мы с тобой сначала обсудим, как можно обезопасить свою технику и данные (и фиксируем, что можно, а что нельзя делать)». Объяснить ребенку что нельзя: ставить легкие пароли; давать свои пароли знакомым; переходить по незнакомым ссылкам (даже от друзей); регистрироваться в неофициальных приложениях; отправлять деньги; отправлять личные данные и пр. Нужно: ставить сложные пароли и поделиться ими с родителями; установить антивирус; скачивать только лицензионные приложения. Далее переходим к самому важному – это непосредственно безопасность ребенка.

  1. НУЖНО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СЛОВАХ МАРКЕРАХ. Дети, в отличие от взрослых, не могут отчетливо фильтровать аккаунты и намерения людей. Поэтому важно рассказать о словах-маркерах, которые могут свидетельствовать о том, что по ту сторону экрана сидит плохой человек.

Какие это могут быть слова-маркеры:

  • Привет, ты такая красивая, скинь фото!
  • А где именно ты живешь? А какой номер дома?
  • А ты уже взрослый? Часто ли ты остаешься дома один?
  • А кем работают твои родители? Они каждый день ходят на работу?
  • Скинь свою геолокацию!
  • Сколько тебе лет? Ты уже встречаешься с мальчиками/девочками?

и т.д.

Важно объяснить ребенку, что эти слова могут быть написаны немного по-другому, главное смысл. Далее мы говорим ребенку о том, что когда он увидит подобного рода сообщение, важно рассказать об этом маме/папе, чтобы помочь разобраться настоящий это мальчик/девочка или злоумышленник. Если профиль вызывает подозрение, то сообщаем ребенку о том, что нужно заблокировать этот профиль, т.к. это плохой человек. И обязательно благодарим ребенка за то, что он нам об этом рассказал. Но помните, что без доверительного общения эта схема не работает!

  1. НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ АККАУНТ И КОНТЕНТ РЕБЕНКА. Не заходить и читать сообщения с его личной страницы, а обращать внимание на комментарии друзей и подписчиков ребенка. Если увидели что-то подозрительное, нужно мягко помочь ребенку осознать, что это может быть не тот человек, за которого он себя выдает. Рассказываем (придумываем) случаи из жизни и не осуждаем ребенка за это общение.

Нам с вами повезло, мы живем в эпоху интернета, технологий и гаджетов. Гаджеты крайне полезны для детской безопасности, но крайне важно, чтобы это не превращалось в тотальный контроль и гиперопеку. помните, что эти устройства создавались для того, чтобы помогать и укреплять отношения детей и родителей, а не ухудшать их.

ТОП 5 ГАДЖЕТОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • УМНЫЕ ЧАСЫ

Браслет-часы с GPS-трекером и сим-картой обычно очень нравятся детям. Так что вам не составит труда убедить своего ребенка носить такой гаджет. Но, помимо стильного вида, часы выполняют ряд важных функций: они показывают геолокацию, время; в них предусмотрена кнопка SOS, динамик и камера. Часы работают, как минимум, на протяжении всего дня и заряжаются как обычный смартфон.

  • ТРЕКЕР ДЛЯ РЕБЕНКА

Схожее по своему действию устройство, также в виде браслета. Трекер выглядит совершенно нейтрально, как обычные наручные часы, и не привлекает к себе нежелательного внимания. Персональный GPS-трекер обеспечивает двустороннюю аудио связь и позволяет отследить местонахождение ребенка. С помощью приложения вы сможете отследить историю перемещений. Также вам будут приходить тревожные оповещения, если вдруг владелец трекера упадет или с его руки попытаются снять браслет.

  • GPS-МАЯК

Трекер-маячок можно прикрепить к браслету или носить в кармане. Он не так универсален, как например, смарт-часы, но у него тоже есть преимущества: долго держит заряд, доступная цена. Он подходит не только детям, но и пожилым людям. В маячке обычно предусмотрена кнопка SOS («страж»), микрофон, диктофон, компас. Точность обнаружения ориентира – до 5 метров.

  • ТЕЛЕФОН С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ

Любой телефон или планшет можно превратить в GPS-маяк, установив на него соответствующие приложения. С их помощью можно также оградить ребенка от сомнительного контента и подозрительных собеседников в мессенджарах.

  • ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ БРАСЛЕТ

Не у всех есть возможность купить умные часы для ребенка, тогда можно использовать браслет с биркой. Он просто незаменим в многолюдных местах. Подходит для детей от 2 до 6 лет. Если вдруг ребенок потеряется в торговом центре или общественном транспорте – неравнодушные люди смогут связаться с родителями и сообщить, где он находится. Вернуть ребенка домой помогут данные, указанные на бирке. Просто напишите свой телефон и адрес на браслете.

!!! Рекомендуется ставить детей в известность об использовании программ отслеживания их перемещений или соответствующих устройств – трекеров или локаторов. Родители должны это сделать ненавязчиво, объясняя ребенку основы безопасности.

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть